anirako: (gogo)
[personal profile] anirako
Спасибо большое всем со мной поговорившим! Было очень интересно, несколько раз в раздумиях перечитывала комментарии. В результате решила, что если душа просит список, то список себе надо написать, просто не пытаться объять все, а ограничиться доступным мне сейчас горизонтом.

Ниже список-минимум того, что дети к 6 годам обязательно должны знать о русском культурном пространстве.

Еда
В идеале - поучаствовать в приготовлении.

Пельмени
Вареники
Блины
Борщ
Щи
Манная каша
Пироги
Сельдь под шубой
Соленые огурцы и помидоры
Квашеная капуста
Винегрет
Варенье
Гречневая каша
Холодец
Ржаной хлеб
Пряники
Сушки

Квас
Кефир
Ряженка


Артефакты, народные промыслы

Матрешка
Деревянные ложки
Самовар
Лапти
Балалайка
Гармонь, баян
Гусли
Кокошник

Хохломская роспись
Гжель
Вязание, вышивка


Книги

Чуковский "Айболит" в стихах и прозе, "Мойдодыр", "Краденое солнце"
Барто стихи
Маяковский стихи для детей
Хармс стихи для детей
Заходер "Мохнатая азбука", "Кот и кит", "Мартышкин дом", другие стихи, "Серая звездочка"
Маршак стихи
Михалков стихи

Русские сказки про животных
Волшебные русские сказки

Успенский "Крокодил Гена"
Волков "Волшебник изумрудного города"
Носов - приключения Незнайки
Гайдар "Чук и Гек"
Бианки рассказы

Сказки Пушкина
Сказы Бажова
Ершов "Конек-горбунок"

Аудиоспектакли с пластинок: "Бременские музыканты", "Буратино", "Алиса в стране чудес", "Али-Баба и сорок разбойников", "Приключения капитана Врунгеля" и другие.



Мультфильмы и фильмы

Сборник (Летучий корабль, Жил-был пес и другие): https://youtu.be/pm3OOO9oKVI
38 попугаев (Все серии подряд): http://bit.ly/12xiKFK
Ну погоди! (Все серии подряд): http://bit.ly/134DxH7
Малыш и Карлсон (Все серии подряд): http://bit.ly/139NfrA
Бременские музыканты (Все серии подряд): http://bit.ly/14XcgSF
Трое из Простоквашино (Все серии подряд):http://bit.ly/1b9OFTJ
Крокодил Гена и Чебурашка (Все серии подряд): http://bit.ly/10f9RD4
Веселая карусель (Все серии подряд): http://bit.ly/12cSqni
Винни Пух (Все серии подряд): http://bit.ly/12Z03jh
Котенок по имени Гав (Все серии подряд): http://bit.ly/10IaOnM
Маугли (Все серии подряд): http://bit.ly/12eMzP4
Возвращение блудного попугая (Все серии подряд):http://bit.ly/155E3jR
Обезьянки (Все серии подряд): http://bit.ly/12IO17v
Светлячок (Все серии подряд): http://bit.ly/12lq46t
Сказки Сутеева (Все серии подряд): http://bit.ly/12xiN4r
Корней Чуковский (Все серии подряд): http://bit.ly/18HqqwN
Легенды и мифы (Все серии подряд): http://bit.ly/1aRcIIu

Щелкунчик
Снежная королева
Двенадцать месяцев
Сказ о царе Салтане
Ежик в тумане
Конек-горбунок
Аленький цветочек

Канал "Гора Самоцветов" на youtube.

Фильмы Александра Роу:
Марья-искусница 1959
Морозко 1964
Огонь, вода и… медные трубы 1968
Варвара-краса, длинная коса 1969
Золотые рога 1972

Финист - Ясный Сокол 1975

"Буратино" 1977
"Про Красную шапочку" 1977


Песни

"Во поле березка стояла"
"Катюша"
"Маленькой елочке"
"В лесу родилась елочка"
"Пусть бегут неуклюже"
"Голубой вагон"



Театр

Балет Щелкунчик

Кукольный театр



Картины

Шишкин
Васнецов


Потешки и игры

Гуси-гуси, га-га-га
Ладушки
По кочкам, по кочкам
Жмурки
Кошки-мышки

Считалки
Загадки
Формулировки для игр (Я иду искать, кто не спрятался, я не виновата; Я в домике)

Хоровод


Сказочные и фольклорные персонажи

Баба-яга, избушка на курьих ножках
Водяной
Домовой
Леший
Кощей Бессмертный
Змей Горыныч
Жар-птица

Иван-дурак
Василиса Премудрая

Богатыри

Скатерть-самобранка
Сапоги-скороходы
Ковер-самолет
Гусли-самогуды


О России

Гимн
Флаг
Герб

Основные города
Кремль
Обычные имена

Цикл коротких мультфильмов от "Горы самоцветов" - Мы живем в России

Категория «Вы»
Отчество


Список примерный, собираюсь еще его дополнять - и буду очень рада уточнениям и помощи!

Date: 2016-01-11 01:07 am (UTC)
From: [identity profile] zlovrednaia.livejournal.com
Сказы Бажова и сказки Пушкина вы уже пробовали в этом возрасте? Если пробовали и пошло, то и отлично. Если нет, то отложите лучше. Сложный язык и для детей живущих в среде, а для живущих не в России тем более. Лучше перенести в раздел мультфильмы и познакомить с Серебряным копытцем, сказкой о царе Салтане и пр. в виде мультфильма. С визуальной поддержкой идёт лучше. Также есть фильм о Садко старый. Если найдёте в хорошем качестве, то чудесно. Там и гусли есть.
Сюда же конёк-горбунок в виде мультфильма. И Аленький цветочек. Советские фильмы-сказки типа Варвара-краса длинная коса, Финист ясный сокол и пр. (А.Роу хорош весь) Фильмы длинные поэтому это уже к окончанию возраста 0-6 лет скорее.

Date: 2016-01-11 09:11 pm (UTC)
From: [identity profile] anirako.livejournal.com
Да, пробовали :) Сказки Пушкина у нас, правда, все, кроме про Салтана, проходят в категории "страшные", зато Салтана зачитали. Из Бажова начали как раз с Серебряного копытца, отличный оказался повод поговорить о повседневной жизни в разные эпохи.

Спасибо за идею посмотреть фильмографию Роу! Дети "Марью-искусницу" уже видели, но фильм действительно на вырост оказался, а в качестве запаса на 6 лет - список в самый раз.

Date: 2016-01-11 03:25 am (UTC)
From: [identity profile] altro.livejournal.com
Союзмультфильм! Вот тут на YouTube дают целый список плейлистов и сборников. Я не помню, все ли они производства Союзмультфильма, но зато помню почти все мультики, они прекрасны)

Сборник (Летучий корабль, Жил-был пес и другие): https://youtu.be/pm3OOO9oKVI
38 попугаев (Все серии подряд): http://bit.ly/12xiKFK
Ну погоди! (Все серии подряд): http://bit.ly/134DxH7
Малыш и Карлсон (Все серии подряд): http://bit.ly/139NfrA
Бременские музыканты (Все серии подряд): http://bit.ly/14XcgSF
Трое из Простоквашино (Все серии подряд):http://bit.ly/1b9OFTJ
Крокодил Гена и Чебурашка (Все серии подряд): http://bit.ly/10f9RD4
Веселая карусель (Все серии подряд): http://bit.ly/12cSqni
Винни Пух (Все серии подряд): http://bit.ly/12Z03jh
Котенок по имени Гав (Все серии подряд): http://bit.ly/10IaOnM
Маугли (Все серии подряд): http://bit.ly/12eMzP4
Возвращение блудного попугая (Все серии подряд):http://bit.ly/155E3jR
Обезьянки (Все серии подряд): http://bit.ly/12IO17v
Светлячок (Все серии подряд): http://bit.ly/12lq46t
Сказки Сутеева (Все серии подряд): http://bit.ly/12xiN4r
Корней Чуковский (Все серии подряд): http://bit.ly/18HqqwN
Легенды и мифы (Все серии подряд): http://bit.ly/1aRcIIu

Date: 2016-01-11 09:13 pm (UTC)
From: [identity profile] anirako.livejournal.com
Спасибо огромное, отличный список, еще и с готовыми ссылками :)

Date: 2016-01-11 05:59 am (UTC)
From: [identity profile] zlovrednaia.livejournal.com
а еще я вспомнила про загадки!

Date: 2016-01-11 09:12 pm (UTC)
From: [identity profile] anirako.livejournal.com
Точно, спасибо!

Date: 2016-01-21 05:45 pm (UTC)
From: [identity profile] zlovrednaia.livejournal.com
тема культурного кода задела меня сильно за живое, поэтому я продолжила рассуждения на эту тему у себя в FB.
Неожиданно для самой себя вспомнила еще очень важную для меня составляющую - русское Вы.
Вот то, что меня точно раздражает - тыкание на русском в мой лично адрес со стороны англоязычных "русских" детей. Я понимаю, что они привыкли общаться на английском. Но если уж на то пошло, то you - это-таки Вы, а не ты. Так что умение обращаться ко взрослым и незнакомым людям на Вы для меня лично однозначно "русский код". В идеале умение использовать отчество и понимание что это вообще такое.
Я безусловно не делаю на эту тему замечания чужим детям, это в конце концов мои личные тараканы, а не их. Но это то, что мне лично отчетливо бросается в глаза. Как оказалось, не только мне. И точно будет воспринято "русскими русскими" как непонимание культурных особенностей.

Date: 2016-01-21 06:07 pm (UTC)
From: [identity profile] anirako.livejournal.com
Да, полностью согласна. К Вы еще близко примыкает иерархия регистров общения. Помню, читала рассказ китайской мамы, которая возила своих отлично говорящих по-китайски, но выращенных в США детей в Китай. Дети были уже подрощенные и умудрились оскорбить случайную китайскую бабушку, разговорившись с ней в метро - именно из-за того, что говорили на равных и соответственно выбирали языковые средства.

Ломаю голову, как показать детям правильные паттерны и научить их использовать. Не уверена, что книг и фильмов будет достаточно, а взрослые вокруг, мне кажется, сами сдаются под напором английского и предпочитают "ты". Разве что обращать внимание детей каждый раз, когда "Вы" используется и отдельно объяснять?

Date: 2016-01-21 06:29 pm (UTC)
From: [identity profile] zlovrednaia.livejournal.com
ну я просто каждый раз в возрасте ваших детей поправляла своих с ты на вы и все. Ну и, как выяснилось, у нас тут не только меня это тыканье задевает, так что взрослые вряд ли будут исправлять, если детка к ним на вы будет обращаться.
Опять же, после того, как я поняла, что меня это раздражает, начала обращать внимание, как обращаются ко мне дети наших днакомых. Почти все поголовно на вы. Но подавляющее большинство этих семей недавно в стране. До 10 лет. Т.е для самих родителей это еще естественно и нормально. Пло имени-отчесту никто не представляется и не тетькает-дядькает, но обращение на вы считает нормальным.

Date: 2016-01-21 06:41 pm (UTC)
From: [identity profile] anirako.livejournal.com
А сейчас дети уже не путаются? А к взрослым и хорошо знакомым людям как обращаются? Имя + Вы? Даже если это близкие друзья семьи?

Date: 2016-01-21 08:40 pm (UTC)
From: [identity profile] zlovrednaia.livejournal.com
Нет, сейчас не путаются.
Ну если это близкие друзья семьи, то они же не перестают быть взрослыми. И они НАШИ друзья, а не их, несмотря на то, что с ними они общаются. Это как раз про иерархию регистров общения. В нашей системе ценностей они никак не могут быть с ними на ты пока они маленькие дети. Если бы речь шла о 15-летних подростках, то может быть. Да и то сомнительно. Это не мешает общению совершенно, не мешает им возиться (физически) с теми же взрослыми, но быть на вы.
На "ты" они обращаются только к взрослым членами семьи: тети, дяди, дедушки-бабушки, к своим друзьям и пр.
Но мы не тетькаем. Т.е они не называют тетю с приставкой тетя, не называют взрослых с приставкой тетя и дядя. На вы, но по имени, если взрослые не предстваились иначе (наши не представляются)
П.С. как раз мы, как взрослые часто попадаем сйчас в курьезные ситуации, когда мы всю жизнь обращались к мамам-папам наших детских друзей тетя Лена и дяд Коля, например. А мы теперь взрослые люди, и как к ним обращаться? По-прежнему тетя Лена как-то смешно. Елена ВАсильевна очень не привычно.... забавные ситуации получаются, очень! )
Edited Date: 2016-01-21 08:43 pm (UTC)

Date: 2016-01-22 03:38 pm (UTC)
From: [identity profile] anirako.livejournal.com
Ясно, спасибо! У нас как-то так исторически сложилось, что есть несколько семей, с которыми мы дружим именно что все вместе и знакомы с момента, когда дети были совсем маленькие и все радовались просто тому, что ребенок говорит словами. Внутри этого круга все со всеми на ты, в том числи и дети со взрослыми. Может быть, дело в том, что отношения довольно близкие - если бы сейчас кто-то из этих детей начал называть меня на Вы, например, я бы удивилась. Ну и Канада тоже влияет, конечно.

Будем тренироваться с Вы на внешнем круге, видимо. И думать :)

Date: 2016-01-22 05:47 pm (UTC)
From: [identity profile] zlovrednaia.livejournal.com
это, видимо, вопрос просто вашего внутреннего комфорта и все. Конечно сейчас менять это совсем смысла нет, если у детей уже такая дистанция с этими взрослыми, значит так для вашей семьи комфортно и все.
Да, на внешнем круге. Я бы просто объясняла, что это близкие люди, а то не такие близки люди. И все.

В продолжение темы. Еще одним из маркеров, как выяснилось, является богатство словарного запаса в плане наличия тонкого различитя между некоторыми понятиями. Например, понимает ли ребенок разницу между луной и месяцем, рукавичками, варежками и перчатками. Уместность употребления тех или иных слов в контексте: карие или коричневые глаза.
Edited Date: 2016-01-22 05:51 pm (UTC)

Date: 2016-01-23 02:43 am (UTC)
From: [identity profile] anirako.livejournal.com
Да, уровень владения языком, это отдельная большая песня. Хорошо, когда есть выборка детей того же возраста, живущих в среде, чтобы можно было понять, где возрастные особенности и этап языкового развития, а где - бедность словарного запаса.

Думала, включать или не включать в список, и решила не включать: основа же плюс слишком большая, сложная и самостоятельная область.

Date: 2016-01-24 04:28 am (UTC)
From: [identity profile] zlovrednaia.livejournal.com
я так понимаю, что в этом вопросе может помочь приличный учитель русского как второго языка. Но что-то таких слишком мало и все они не в нашей области )) Поэтому пока спасаемся большим коичеством чтения.

Date: 2016-01-24 04:16 pm (UTC)
From: [identity profile] anirako.livejournal.com
Мне интернет, бывает, помогает, когда хочется оценить уровень русского языка моих детей сравнительно с ровесниками в России. Можно и Р оценить, и словарный запас, и общую сложность речи.

Date: 2016-01-20 05:18 pm (UTC)
From: [identity profile] saardita.livejournal.com

Артефакты ;))).
А детские пластинки - не часть твоего детства? "Сказка за сказкой", сказки Киплинга, алиса с высоцким, буратино из двух пластинок, бременские музыканты и пр и др.. Этр все добрые люди оцифровали, и оно есть онлайн.
(Бью себя по рукам, чтобы не спрашивать про гимн россии, а также флаг и герб. Кстати, знакома ли вам серия мультфильмов "гора самоцветов"?  Там флаг, герб и пластилиновая география перед каждой сказкой)

Date: 2016-01-20 06:29 pm (UTC)
From: [identity profile] anirako.livejournal.com
Да, детские пластинки - они прекрасные :) Я "Алису" и "Али-Бабу" особенно детям хочу поставить, когда дорастут. "Бременских музыкантов" уже заслушали )) Про пластинки "Буратино" и забыла совсем, спасибо за напоминание, сейчас актуально как раз.

Пробовали смотреть "Гору Самоцветов", историю про Никиту Кожемяку, но мультфильм был признан "страшным", так что тоже пока эту серию я отложила.

А что с гимном, флагом и гербом? )

Date: 2016-01-20 07:41 pm (UTC)
From: [identity profile] saardita.livejournal.com


"Гора самоцветов"  очень неравномерна по качеству. Мои фавориты - "про барана и козла", "ворон-обманщик" (какого то северного народа) и про то, как обманули змея. Но вспомнила я их из-за рефрена "мы живем в россии" с флагом и георгием.
Про гимн и пр символику мне было неожиданно. Я вот понятия не имею, какой в россии гимн сейчас, значит ли это, что у нас с тобой принципиально разная культурная база?

Date: 2016-01-20 08:02 pm (UTC)
From: [identity profile] anirako.livejournal.com
Учту, спасибо.

Интересный вопрос :) Отвечается сразу - "нет, конечно!", но при этом вычеркивать из списка этот пункт не хочется. Может, дело еще в канадском влиянии ))) Тут знание символов страны ожидается, поэтому зеркально кажется, что и в русской части такие знания должны быть.

Date: 2016-01-20 09:18 pm (UTC)
From: [identity profile] saardita.livejournal.com

Ну, гимн, герб и флаг своей страны я тоже знаю, и дети знают )).  Но пожалуй, в этрй точке сильнее видна разница в том, к чему мы стремимся. Я совсем не ставлю себе задачи вырастить детей русскими. Более того, мне важна их близость к нам, и нынешним и тем, какими мы были в детстве, а не к российским ровесникам или реальности. Пожалуй, для меня их отношения с русской культурой измеряются не тем, знают ли они михалкова, а тем, будет ли им когда-то интересно прочитать бродского или ахматову (например); и мне где то российский официоз кажется чем то отдаляющим от моего понимания русской культуры. Дело не в политизированности -  скажем, мои старшие дети читали трилогию рыбакова и даже гайдара, и это меня очень радует, - а в том, что мне видится (для меня) искренним, а что нет.

Date: 2016-01-21 12:01 am (UTC)
From: [identity profile] anirako.livejournal.com
На мой взгляд, что разница в нашем подходе не настолько большая, хотя, возможно, это исключительно с моей колокольни так кажется. Я не только не ставлю себе цели вырастить детьми русскими, я уже сейчас знаю, что вырастут они канадцами, пусть и русского происхождения.

Еще я знаю, что с большим шансом мы поделимся с детьми своей семейной камерной субкультурой. Но хочется, чтобы она опиралась на русскую культуру тоже, в той части, где она русская. И чтобы мои дети смогли потом оттуда брать свободно, что им будет интересно, для этого им сейчас нужно построить фундамент из кирпичиков. Современная российская реальность - это очень малая часть русской культуры. Есть опорные точки культурного кода; в зависимости от области покрытия этих точек человек, с точки зрения данной культуры, воспринимается или как безусловный иностранец, или как иностранец знающий, или как нечужой-несвой, или как свой. Дядя Степа, как и герб - на мой взгляд, части культурного контекста. Их можно не знать, но если таких белых пятен будет много, то сложнее будет приобщать и к Ахматовой с Бродским. Не так линейно, конечно, но в целом так.

То есть, заканчивая свою закучерявившуюся мысль - я вижу у нас разницу не в глобальных целях, а в ранжировании значимости элементов культурного кода :)

Date: 2016-01-21 05:06 am (UTC)
From: [identity profile] saardita.livejournal.com

Да, тогда мы очень похоже думаем, но для меня гимн и михалков не входят в число таких опорных точек. А есть что то, что входит, но детей не зацепило - конек-горбунок, например.

Date: 2016-01-21 06:14 am (UTC)
From: [identity profile] anirako.livejournal.com
О, конек-горбунок, точно! Тоже переживаю, что сейчас не зацепит детей, потому что сложным окажется, а потом может уже вырастут. Но в список все равно добавлю )

Date: 2016-01-20 06:49 pm (UTC)
From: [identity profile] anirako.livejournal.com
Нашла в "Горе Самоцветов" пластилиновую географию отдельно :)

Date: 2016-01-20 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] saardita.livejournal.com

Главное, не показывай вперемешку с пластилиновой вороной и прошлогодним снегом ;)

Date: 2016-01-20 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] anirako.livejournal.com
Это точно :)

Profile

anirako: (Default)
anirako

March 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415 161718
19 202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Oct. 19th, 2017 09:42 pm
Powered by Dreamwidth Studios